Как провести оценку профессиональных рисков в организации
Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК и пунктах 29, 33–39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Положение).
Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.
В настоящее время нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право провести оценку и управление рисками как самостоятельно, так и заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией. Если приняли решение провести оценку рисков собственными силами, то установите и закрепите в локальных актах организации порядок оценки уровня профессионального риска. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в пункте 33 Положения.
Какие должны быть документы по оценке рисков
Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в Положении. После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.
Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения). Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.
Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профессиональных рисках. Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профессиональных рисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.
Процесс управления рисками состоит из трех этапов:
идентификация (выявление) опасностей;
оценка уровней рисков;
разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.
Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков. Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех–семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации.
Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности. Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, – первый и основной этап процесса управления рисками.
Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:
1. НПА, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.
2. Результаты специальной оценки условий труда – позволят определить вредные факторы, которые влияют на работника.
3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы.
4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, – это позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами
5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования.
6. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях.
7. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.
8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, в каких сферах в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим сферам повышенное внимание.
Шаг 3. Оцените уровень профессиональных рисков. Следующий этап – это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют, как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускают использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п. 36, 37 Положения). Выбрать подходящий для себя метод, можно, например, в приложении В к ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 или ГОСТ 12.0.230.4-2018. На практике для оценки уровня профессиональных рисков часто используют простой и эффективный метод Файна – Кинни.
Шаг 4. Проведите корректировку оценки рисков. Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки. По результатам оценки рисков составьте их перечень в зависимости от уровня каждого риска. Для того чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасности.
Для этого проведите мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке:
исключите опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
замените опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
внедрите технические методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
внедрите административные методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
обеспечьте работников СИЗ. Составьте план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.
После снижения уровней рисков необходимо провести повторную оценку рисков и установить их уровень, а также разработать меры контроля уровня риска для того, чтобы он оставался на допустимом или приемлемом для работодателя уровне.
Какая ответственность за непроведение оценки рисков.
За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.
Сумма штрафа составит:
для должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;
для ИП – от 2000 до 5000 руб.;
для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.